…в песне «Ткачиха» с альбома «Беспечный русский бродяга» обыгрываются известные и не очень цитаты из Чжуан-Цзы, Гете, Шекспира, Гоголя и др. авторов, перенесенные в современный контекст.
Вокуев Н.Е. “Феноменология стеба в современной массовой культуре”
Вот никогда бы не стал слушать “Ткачиху”. У БГ примерно половина текстов – не подвластны моему пониманию. Не потому, что он умён, а я глуп – у него какая-то своя волна… И далеко не всегда эта волна мне интересна. Всё-таки – это отражение эмоций, что само по себе нелегитимно с точки зрения дзен-буддизма. Да, я забыл сказать, что БГ – классический дзен-буддист (если кто не знал).
Мне снилось, что я ткачиха,
Которая часто бывает мною во сне.
Я долго не мог понять – то ли я снюсь ей,
То ли это она снится мне…
Разумеется, все его тексты нуждаются в сносках и пояснениях. Аллюзии – постмодерн, понимаешь на дворе… Вот только благодаря грамотному намёку я и решил послушать “Ткачиху”.
Но, собственно, дело не в песне – дух… Я, наконец, понял о чём фильмы: “Брат 1/2”, “Жмурки”, “Железная башка”, “Арбитр”, “Бумер” (просто навскидку)… В своё время было много претензий, когда, в общем-то, лирический герой, Данила Богров начинает расстрел в клубе (“Брат2”), причём эпизод поставлен в духе “стрелялки”. Более того – именно этот эпизод открыл блюзы возмущения общей кровавостью обеих фильмов. До него как-то всё списывалось на особенности жанра… А потом были вообще откровенно стёбные “Жмурки”.
Как же так?! Всё-таки, какие бы ни были мы подонки, но голос внутреннего закона говорит нам, что валить народ направо и налево – недопустимо. И дело не в воспитании. Даже “красные кхмеры” мотивировались психологией от противного – т.е. у всех палачей, какое бы ни было воспитание, система координат остаётся той же самой. Касательно Данилы Богрова – уж он-то явно не палач. Да и тех, кого он расстреливает – почему-то не жалко. Не жалко – значит, дело-то в нас самих…
Мне помогло понимание сути либерализма. Он – отрицает душу в человеке и всё с ней связанное. А отрицая – уничтожает основу личности. Во что превращается человек, когда из него вынимают душу и личность – в тело. Поддерживая медицински его можно долгое время сохранять в коме. А можно гальванизировать. Если электричеством – то он будет просто хаотически двигаться. Если инстинктами – то будет двигаться осмысленно. Какие основные инстинкты человека? Об этом очень хорошо сказано в “Гиперионе” Дэна Симмонса. Там после долгой криогенной заморозки у одного из главных героев из всего речевого аппарата сохранились только слова, насыщенные эмоциональной окраской (энергетика) и связанные с основными инстинктами: “драть, срать, ссать, бл…, чёрт, чудак, жопа, пипи и кака”. Симмонс упустил ещё жрать. Посмотрите фильмы про живых мертвецов. При всей искусственности жанра – очень реалистичное описание зомби. И везде стандартная мотивация этих тел… Кстати, обратите внимание, что живые мертвецы не мотивированны инстинктом размножения – это неслучайно – на то они и мертвецы, а это – инстинкт жизни.
А теперь посмотрим на мир вокруг. Духовные потребности окончательно делигитимизированы. Всё, что не бабло – зло. А бабло зачем нужно? – чтобы было чем заполнить дырку от души. Шопинг, эврибади!
Я трачу мертвых президентов, не глядя,
Но даже если на мели – все равно в поряде.
Хотя… постой, мами – я тоже хочу феррари,
И чтобы ветер в харю, а я…
Ехать быстро, с номерами как у министра,
Да с мигалкой, чтоб те, кто с радаром и палкой –
По стойке смирно стояли бы, …
Да попойки устраивать у стойки бара,
Чтоб все по науке было, как надо –
Заказывать водку и сучек без заморочек,
Под утро вези их в пентхауз в центре,
Где DVD, долби-сурраунд, ты и ящик абсента.
Потом – мягкая кровать, шелк и картина Винсента –
Во, бл…, было бы круто…
Хотя – все просто как дважды два:
Как ни крути – все, все хотят бабла!..
Люди делают деньги,
А деньги делают людей.
(БандЭрос)
—————————————-
Когда Данила Богров расстреливает сотрудников клуба в “Брат2” – это фильм про живых мертвецов. Но не фантастический, а до ужаса реалистичный: живой человек в городе зомби.
А я…
Я сижу на пустынной скале,
Наблюдаю, как плывут облака.
Сердце, как старый пепел,
Глаза, как у полного дурака.
Я ничего не начинаю, пускай всё
Течет само по себе, как Волга-река.
Под лестницей сидит холодная кошка –
Пойду-ка спущусь, выставлю ей молока…